Вы здесь

Главная

Влияние слабого электромагнитного излучения на процессы обучения у насекомых

ID_Статьи: 
51.00

Изучали влияние слабого электромагнитного излучения (СЭМИ) на функцию обучения насекомых на примере жука мучного хрущака Tenebrio molitor. СЭМИ частотой 36 ГГц и плотностью потока мощности 100 мкВт/ см2 получали от генератора. Для опытов использовали личинки последних возрастов и вылу­пившихся из куколок жуков. Обучение проводили в Т-образном лабиринте. После неправильного выбора насекомое возвращали в стартовую камеру. Правильный выбор подкреплялся отдыхом в темной камере. Процесс повторялся до тех пор, пока количество неправильных выборов достигало 2-х при 5-и правильных. Были получены следующие результаты. Легче всего обучались личинки, облученные сразу после линьки. Личинки, облученные накануне или в день обучения, мало отличались между собой. Обучение личинок облегчалось при облучении их в начале возраста. После метаморфоза личинок молодым жукам предоставляли свободный выбор в лабиринте и фиксировали направление, предпочитаемое жуком. Результаты сравнивали с результатами обучения предшествующей жуку личинки. Сохранение памятного следа наблюдалось у личинок, облученных сразу после линьки. В опытах на жуках облучение перед опытом облегчало последующее их обучение. Тенденция к сохранению памятного следа была также в группе жуков, облученных до обучения, и отсутствовала при облучении после обучения. Вероятно, образование и сохранение памятного следа у развивающихся насекомых связано с функционированием гормонов метаморфоза.

 

Шкутин М.Ф., Шейман И.М.

Институт биофизики клетки РАН, Пущино