Вы здесь

Главная

Содержание МСМ в слюне как показатель напряжения систем адаптации у студентов с различным типом вегетативной регуляции

ID_Статьи: 
21.00

Интенсификация процесса обучения, рост научной информации часто являются причинами умственного переутомления, нарушению состояния здоровья студентов, наиболее выраженные в I семестре обучения. В связи с этим остро встает вопрос оценки состояния систем адаптации у молодых людей, переступивших порог вуза. В настоящей работе проведено изучение показателей напряжения организма по коэффициенту напряжения (К), выраженном отношением СМ при л 280 нм к л 254 нм, а также состояния кардиореспираторной системы по времени задержки дыхания в пробах Штанге и Генча студентов I курса в течении I семестра обучения в РГПУ. Нами обследовано 75 студентов в начале и конце учебного дня и разделены на 3 группы по вегетативному статусу (I группа - с преобладанием симпатического, II - нормотонического, III - ваготонического типа регуляции). В первую неделю обследования у студентов всех групп К и время задержки дыхания в обеих пробах соответсвуют возрастным нормам. Через месяц у студентов всех групп, отмечается достоверное снижение К, что свидетельствует о нарастающем напряжении систем адаптации, и тенденция увеличения времени задержки дыхания в обеих пробах. В середине семестра (ноябрь) наблюдается достоверное повышение К у студентов I и II групп и достоверное снижение у студентов III группы на фоне сохранения показателей в пробе Штанге и Генча. Можно предположить, что у первокурсников I и II групп происходит повышение утилизации кислорода и увеличение расхода энергии при преобладании тонуса симпатической нервной системы, что согласуется с данными литературы, в III группе сохраняется напряжение систем адаптации. К концу семестра у студентов I и II групп вновь достоверно снижается К, однако время задержки дыхания в обеих пробах не изменяется. В III группе К остается без изменений, что указывает на установление определенных адаптационно - компенсаторных механизмов. Таким образом, можно полагать, что тип вегетативной регуляции определяет особенности физиологических механизмов адаптации у студентов в условиях повседневной учебной деятельности в вузе.

 

Беликова Е.А.

РГПУ, г. Ростов - на - Дону.