Вы здесь

Главная

Особенности генерации негативности рассогласования в вызванных потенциалах мозга у подростков в норме и при дефиците внимания

ID_Статьи: 
57.00

В свое время было обнаружено, что для формирования негативности рассо­гласования (HP), важного коррелята системы непроизвольного внимания, критическим параметром является длительность стимула и при звуковых сигналах длительностью менее 30 мс HP не генерируется. Это представляет большой интерес, так как характеризует механизмы сенсорной памяти, вовлекаемой в этот процесс. Описываемые исследования проводились до сих пор только на взрослых, и поэтому целью настоящей работы была, во-первых, оценка критической величины длительности акустических стимулов, при которых еще возможна генерация HP у детей подросткового возраста. Во-вторых, более полная характеристика механизмов, отвечающих за систему непроизвольного внимания, необходима в связи со значительным увеличением различных расстройств внимания у подростков, и поэтому аналогичное исследование было проведено на группе подростков, страдающих дефицитом внимания. В представ­ляемой работе вызванные потенциалы (ВП) мозга в ответ на предъявление звуковых стимулов регистрировались у подростков 11-14 лет с помощью ком­пьютерного энцефалографа «Телепат-104». На основе предварительного тестирования с использованием известного психологического теста параметров внимания - TOVA (Test of Variables of Attention) были сформированы две группы подростков: с нормальными для своего возраста показателями системы внимания и с дефицитом внимания. Для регистрации ВП мозга использовалась классическая "odd ball" парадигма, при которой вероятность предъявления стандартного стимула составляла 0,8, а для девиантного стимула - 0,2. Частота заполнения стандартных звуков составляла 1000 Гц, девиантных - 1200 Гц, межстимульные интервалы 1 с, интенсивность 80 дБ. Регистрация ВП проводилась в условиях отвлечения внимания испытуемого другой деятельностью: детям показывали видеофильмы (звук при этом отключался). Результаты экспериментов показали, что для детей с нормальными показателями внимания характерно такое же значение критической длительности звуковых стимулов, при которой еще возможна генерация HP, как у взрослых. При 50 мс длительности стимулов она отчетливо проявляется, тогда как при длительности 30 и 11 мс механизмы генерации HP уже не работают. Таким образом, механизмы, отвечающие за HP у подростков в возрасте 11-14 лет, в данном отношении не отличаются от взрослого состояния, и, по крайней мере, этот компонент системы непроизвольного внимания уже достаточно зрел. У детей с дефицитом внимания статистически достоверно HP не выявлена при всех примененных значениях коротких акустических стимулов (11 мс, 30 мс, 50 мс). Таким образом, у детей с дефицитом внимания наблюдаются отличия в системе непроизвольного внимания при реагировании на короткие сенсорные стимулы по сравнению с контролем.

 

Карпина Н.В.

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург