Вы здесь

Главная

О коррелятивной связи проявлений межполушарной асимметрии переднего мозга, темперамента и некоторых структур лица у детей 10-12 лет

ID_Статьи: 
32.00

Тезис об индивидуальном подходе к обучению является одним из центральных в педагогике. Однако, чаще всего этот тезис лишен конкретного психофизиологического содержания и основывается обычно на эмпирическом личном опыте общения педагога с учениками. Важной компонентой индивидуальной психофизиологической характеристики личности обучаемого, оказывающей влияние на успешность освоения каждым конкретным школьником учебного материала, можно считать профиль латерализации функций мозга. На успешность обучения оказывает, как известно, влияние также тип темперамента. По представлениям, принятым в современном структурном анализе, индивидуальные качества личности всегда имеют своим основанием определенный материальный субстрат, выраженный в структурах тела. Структуры тела (в частности, структуры лица), как известно из эмпирических наблюдений, также, несомненно, выражают индивидуальные свойства личности. Таким образом, совместная оценка этих трех составляющих может подвинуть нас к комплексной конкретизированной психофизиологической характеристике обучаемых. В этом случае тезис об индивидуальном подходе приобрел бы более конкретное основание.

В связи с этими представлениями была предпринята попытка изучения возможной связи структур лица, различных проявлений функциональной асимметрии мозга и темперамента у школьников 10-12 лет. В эксперименте приняли участие 52 школьника обоего пола. Профиль латерализации функций мозга в моторной (рукость), сенсорной (в зрительной и слухоречевой сферах) определяли по Хомской (1996). Для оценки темперамента использованы общепринятые психологические тесты. Из структур лица проводилось измерение 8 показателей (по Бунак, 1939) - высоты лица, ширины лица в верхней части (между наиболее выступающими латеральными точками скуловых дуг), в нижней части (ширина нижней челюсти), расстояния между наружными уголками глаз, расстояния между внутренними уголками глаз, высоты от подносовой точки до губно-подбородочной борозды, ширины рта в уголках, высоты слизистой части губ. Определение всех показателей проводили трижды, вычисляя их среднее значение каждого показателя для конкретного школьника.

Для определения связей между вышеупомянутыми характеристиками вычисляли коэффициент ранговой корреляции между ними. По результатам исследования выявлено существование слабых, сильных и средней силы связей между различными показателями профиля латерализации функций мозга в моторной и сенсорной сферах, типом темперамента и различными структурами лица испытуемых.

 

Григорцевич М.В.

Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина, Рязань