Вы здесь

Главная

Некоторые физиологические закономерности формирования адаптации студентов к обучению в ВУЗе

ID_Статьи: 
104.00

Обучение в современном ВУЗе сочетается с высоким напряжением адаптационных механизмов организма, вызванным интенсивностью и содержательностью учебного процесса, существенным изменением организации жизнедеятельности студентов под влиянием социальных и экологических факторов.

Целью нашего исследования было выявление отдельных закономерностей формирования адаптации студентов-биологов Воронежского госуниверситета к обучению в ВУЗе.

В работе использовали системный подход в оценке процессов долгосрочной адаптации студентов к напряженной умственной работе с применением физиологических методов и методик. Регистрировали параметры дыхания (дыхательный объем, ЖЕЛ), обмен веществ и кардиоритм студентов в состоянии покоя на разных этапах обучения.

Выявлено, что у студентов в процессе обучения усиливалось напряжение адаптационных механизмов кардиорегулирования к концу первого - началу второго курса и формировалась относительно «устойчивая» адаптация к концу второго - началу третьего курса.

Аналих корреляционных взаимоотношений исследуемых признаков показал, что у студентов второго курса отмечено больше значимых корреляционных связей между физиологическими параметрами, чем у студентов первого, выявлены корреляционные связи между элементами разных физиологических систем (сердечно-сосудистой системы, дыхания), что могло быть связано с увеличением напряжения адаптационных механизмов. На третьем курсе было выявлено меньше значимых корреляционных связей, чем на первом и втором курсах, наблюдались взаимосвязи между элементами отдельных физиологических систем, что можно объяснить с позиций экономизации функций при адаптации студентов к учебному процессу, с формированием адекватной функциональной системы обучения.

 

Шерстяных В .А., Хицова Л.Н., Сулин В.Ю.

Воронежский государственный университет, Воронеж