Вы здесь

Главная

Математический анализ сердечного ритма абитуриентов в период вступительных экзаменов

ID_Статьи: 
11.00

В литературе недостаточно освещено состояние регуляторных механизмов сердечного ритма подростков в один из ответственных моментов их жизни - участии в конкурсных вступительных экзаменах в ВУЗ, что и явилось целью настоящего исследования. Регистрация и обработка ЭКГ осуществлялась на компьютере IBM-486 с помощью программы «Cardio», обеспечивающей автоматический анализ R-R интервалов с построением кардиоинтервалограмм (КИГ). В математическом блоке программы полученные КИГ подвергались обработке с выдачей статистических, гистографических, автокорреляционных и спектральных параметров сердечного ритма. Анализ статистических показателей ритма сердца в период экзаменов показал, что симпатический тип реагирования свойственен 61,0% испытуемых (I группа), сопровождающийся повышением индекса напряжения на 51,5% (р<0,001), амплитуды моды на 19,1 % (р<0,02) и понижением вариационного размаха на 20,7% (р<0,02). Анализ гистограмм испытуемых в этот период выявил у большинства из них нормо- и умеренную тахисистолию со сдвигом значений кардиоинтервалов в сторону пароксизмальной тахикардии. На скаттерграммах имело место повышение «кучности», указывающее на нарастающее напряжение регуляторных механизмов. Во II группе (39,0%) отмечался парасимпатический тип реагирования на экзаменационный стресс, выражающийся в уменьшении интегральных показателей сердечного ритма. Высокая степень вариативности R-R интервалов в данной группе испытуемых свидетельствует о слабой централизации управления сердечным ритмом и преобладании парасимпатического тонуса в пределах автономного контура регуляции, а также синусовая аритмия, регистрируемая у большинства испытуемых, и отражающаяся на скаттерграммах в нарушении «кучности», а также выраженность высокочастотных компонентов на автокоррелограммах. Возможно, данный тип реагирования в наших экспериментах является наиболее благоприятным при экзаменационном стрессе.

 

Арамуни Г.С., Даян А.В., Геворкян Э.С., Адамян Ц.И.

Ереванский государственный университет, биологический факультет, кафедра физиологии человека и животных (Армения)