Вы здесь

Главная

Изменения в психофизиологической организации функций студентов в зависимости от уровня функционального напряжения

ID_Статьи: 
87.00

Психоэмоциональное напряжение сопровождает процесс обучения студентов постоянно. Умеренное напряжение является одним из факторов студенческой адаптации. Чрезмерное же может спровоцировать развитие психосоматических заболеваний. В связи с этим оценка здоровья субъектов учебного процесса и изучение динамики психофизиологических параметров в зависимости от вида учебной нагрузки является весьма  актуальной.

Цель работы - выявить изменения в психофизиологической организации функций в зависимости от уровня функционального напряжения.

В исследовании принимали участие 22 студента (15 девушек и 7 юношей, средний возраст 18.5 лет) второго курса педиатрического и лечебного факультетов ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Личностная и ситуативная тревожность определены с помощью методики Спилгергера. Артериальное давление (АД) измеряли методом Короткова, частоту сердечных сокращений (ЧСС) - путем пальпации пульса, за 1 мин. ЧСС, АД и ситуативная тревожность испытуемых определены как во время практического занятия по нормальной физиологии, так и во время итогового (функциональное напряжение). Статистическая обработка анализируемых показателей проведена с помощью пакетов программ "Excel" и "Stadia". Достоверность различий групповых показателей определена по коэффициенту Хи-квадрат.

В соответствии с полученными результатами, итоговое занятие является фактором, вызывающим соматовеге-тативные реакции студентов, проявляющиеся как в период, предшествующий сдаче темы, так и после получения оценки. Наблюдаемые изменения частоты сердечных сокращений и артериального давления разнонаправлены и связаны с увеличением ситуационной тревожности студентов.

 

Шишкина С.С., Шерстяных В.А.

Воронежская государственная медицинская академия, Воронеж (Россия)