Вы здесь

Главная

Функциональное состояние учеников при дифференцированном обучении

ID_Статьи: 
45.00

Оценка функциональных возможностей организма учеников школ с дифференцированной формой обучения, подверженных воздействию продолжительных и интенсивных учебных нагрузок, имеет важное социально-гигиеническое значение. Особый интерес представляют показатели сердечно-сосудистой системы учеников средних классов, поскольку у них пока еще не завершилось окончательное становление регуляторных механизмов функционирования сердечной деятельности. В связи с этим в данной работе представлены кардиогемодинамические показатели учеников 5 класса гимназии "Нерсесян" в динамике дневной и недельной учебной нагрузки. Наиболее существенные изменения в регуляции ритма сердца и гемодинамических показателях выявлены в процессе учебного дня. Индекс напряжения (ИН) регуляторных механизмов сердца к концу уроков снижался на 23.11% (р<0.01), ЧСС- 6.43%, систолическое давление (СД) - 5.95% (р<0.05), пульсовое давление (ПД) - 12.39% (р<0.02). Диастолическое (ДД) и среднединамическое (СДД) давления выраженных изменений не претерпевали. Вышеуказанные сдвиги сопровождались также понижением минутного объема крови (МОК) на 8.92% (р<0.02). Аналогичные изменения исследованных показателей происходили и в динамике недельной учебной нагрузки. В конце учебной недели по сравнению с уровнем в понедельник ЧСС понижалась на 7.36% (р<0.05), ИН - на 44.97% (р<0.001). СД, ДД, СДД, СО и МОК уменьшались соответственно на 2.76%, 1.56%, 6.67% (р<0.2), 2.10%, и 8.76% (р<0.02). Понижение показателей функционального состояния пятиклассников-гимназистов, наблюдаемое в динамике учебной нагрузки, является свидетельством падения в результате развивающегося утомления уровня симпатических влияний, активации холинэргических механизмов регуляции сердечного ритма и охранительным торможением, развивающимся в коре головного мозга. Полученные результаты могут свидетельствовать о необходимости методической и педагогической коррекции учебных нагрузок в гимназиях.

 

Ксаджикян Н.Н., Геворкян Э.С., Минасян С.М., Адамян Ц.И.

Ереванский государственный университет, Ереван (Армения)