Вы здесь

Главная

Анализ сердечного ритма пятиклассников школ нового типа при экзаменационном стрессе

ID_Статьи: 
55.00

Медико-биологические исследования свидетельствуют о неблагоприятной ситуации, наблюдаемой в состоянии здоровья школьников. Рост хронических заболеваний и функциональных расстройств связывается с процессом обучения: усложнением школьных программ, дефицитом времени, гиподинамией. Целью исследования являлось изучение состояния регуляторных механизмов ритма сердца учеников 5 класса школ нового типа в экзаменационный период, поскольку переходный период онтогенеза играет важную роль в формировании здоровья на последующих возрастных этапах. Для анализа ритма сердца на электрокардиографе «ЭК2Т-02» регистрировалась ЭКГ. Сигналы, модулированные звуковой частотой, записывались на магнитофон и через АЦП подавались на монитор компьютера IBM-486, где по программе «Сагdiо» методом вариационной пульсометрии производился математический анализ ритма сердца. Рассчитывались интегральные показатели ритма сердца: мода (Мо), амплитуда моды (АМо), вариационный размах (Dx), индекс напряжения (ИН); строились скаттер- и автокоррелограммы. Вегетативный тип регуляции оценивался как ваготонический при ИН<60 (I); нормотонический ИН=60-150 (II); симпатотонический - ИН>150усл.ед (III). В обычный учебный день в I группу входило 44,8%, П-27,6%, Ш-27,6% учеников. В предэкзаменационный период наблюдалось повышение ИН и АМо, понижение Мо и Dx. На скаттерграммах прослеживалось увеличение «кучности», принимающей вид эллипса и повышение спектра низко-и среднечастотных компонентов на автокоррелограммах. Наблюдаемые изменения свидетельствуют об активации симпатического контура и централизации процессов управления сердечным ритмом. В результате увеличивалось число учеников II и III групп соответственно до 50, 0 и 38,2%. Динамика наблюдаемых нами изменений свидетельствует о повышении симпатического тонуса и нарастающей напряженности регуляторных механизмов ритма сердца учеников в предэкзаменационный период.

 

Ксаджикян Н.Н., Геворкян Э.С., Минасян С.М., Оганисян А.О.

Ереванский государственный университет, биологический факультет, кафедра физиологии человека и животных (Армения)